Появляются первые данные о том, как ведут себя экономики разных стран после пандемии. Опыт Китая или Великобритании, конечно, очень интересен. Однако насколько он применим к российской ситуации, большой вопрос. Граждане России – профи по затягиванию поясов, почему-то мне кажется, что для российских потребителей ближе всего вариант, который кто-то из экономистов метко назвал «африканским». При малейшем испуга сократить потребление до минимума – оплачивать только жилье и продукты. Российский минимум – это эталонный минимум, за два месяца самоизоляции среди всех товаров народного потребления уровень продаж сохранил только алкоголь, и то есть ряд нюансов.

Потребители во всем мире не вернутся к прежнему уровню потребления, пока не станут ясны перспективы экономики. Две недели назад в России насчитывалось 1,6 миллиона безработных, а теперь их уже почти 2,1 миллиона. Уровень безработицы в России в базовом сценарии может вырасти до 10%. (Данные BCG.)

Пока каждый человек не ответит себе на вопрос: «Смогу ли я сохранить свой уровень дохода?», – составление сценариев продаж немного сродни психотерапии. Экономисты компании EY выделили четыре сценария поведения покупателей и их распределение по группам:

  • Резко сокращать расходы – 35%.
  • Экономить и запасаться – 27%.
  • Сохранять спокойствие, траты в прежнем объеме – 26%.
  • «Залечь на дно» и тратить – 11%.

Более-менее прогнозируемое поведение мы сможем наблюдать у второй и третьей группы покупателей. Для них и строится большинство предположений, поэтому быстрого отскока и роста потребления не будет. Половина населения замерла и выжидает.

Из общих признаков, которые видят большинство исследователей:

  • Покупатели освоили цифровизацию, даже старшее поколение. Кстати, многим людям в возрасте понравилось пользоваться волонтерской помощью.
  • Покупатели больше внимания обращают на свое здоровье и безопасность. Отдельный вопрос, что понимается разными категориями граждан под «здоровьем и безопасностью».
  • Покупатели, наконец-то, в дилемме цена/качество стали ориентироваться на соотношение цены и качества. Невыгодно и нездорово для организма и финансов покупать «одноразовые» сковородки по 300 рублей.
  • Произошла поляризация доходов. Кроме того появились крупные группы потребителей, которые ищут новую модель потребления: пробуют новые бренды и уделяют внимание своему потребительскому поведению.

Пандемия многие планы поставила на паузу. Возвращение означает возобновление планов. Среди стран вернувшихся к «мирной жизни» пока числится только Китай. Как китайские компании планирует выпуск новых продуктов?

Опрос генеральных директоров китайских компаний из индустрии FMCG показал:

55% компаний сохранят выбранный курс.
20% из опрошенных CEO перенесут или вовсе откажутся от запуска новых продуктов.
20% - переработают концепции с учетом трендов на гигиену и здоровье.
5% запустят товары в новых для себя категориях, чтобы использовать возникший потенциал.

Мы в компании Master House присоединяемся к тому большинству, которое сохраняет выбранный курс. Весной у нас выходит серия инструментов для уборки дома. Швабры отличаются удобным способом крепления насадки-зажима, имею вращающееся крепление насадки 360 градусов, чтобы было удобно мыть в труднодоступных местах, обладают профессиональным механизмом отжима «Сухие и чистые руки» и распылителем для воды. Так что для тех покупателей, которые говорят, что стали на 26% чаще мыть свой дом у нас есть хорошее подкрепление их мотивации.

Мы проживаем интересное время, когда ничего не стоит принимать как должное. У людей появились новые приоритеты и новые опасения. То, что казалось само собой разумеющимся, подвергается переоценке. Разумное потребление формирует новую модель потребления.